Зелёный свет: как наши роботы-доставщики
«переходят» дорогу

17 декабря
Люди переходят дорогу каждый день. Нас ещё в детстве научили этим простым правилам дорожного движения — найти зебру или знак пешеходного перехода, затем светофор, а потом уже дождаться зелёного света. Для нас это элементарная задача. А вот для наших беспилотных курьеров, которые доставляют посылки по городу, это совсем непросто. В чём именно заключаются сложности, мы сейчас и расскажем.

Как роботы видят мир?

У наших роботов есть собственная сенсорная система, которая позволяет им ориентироваться в пространстве. Она состоит из камер, лидаров, радаров и ультразвуковых датчиков. Такая система помогает робокурьерам на разном расстоянии видеть людей, машины, животных и даже бордюры.

Основной датчик — это лидар, то есть лазерный дальномер. На роботах-доставщиках он с точностью до сантиметра может распознать объект в радиусе 60 метров. На наших беспилотных автомобилях, кстати, он смотрит ещё дальше. Но лидар видит не как мы с вами, а с помощью точек, которые отражаются от объектов. Большое скопление этих точек называют лидарным облаком. Посмотрите сами, как в таком облаке можно узнать силуэт человека или машины.

Но чтобы проехать по обычному пешеходному переходу, видеть нужно ещё дальше. Это уже зона ответственности другого датчика — радара. Он тоже воспринимает окружающий мир в виде облака точек, но уже не так чётко, с точностью до метра. При этом радар умеет определять скорость. Он может распознать, например, движение в сторону робота объекта со скоростью 60 километров в час.

Третий датчик — ультразвуковой. Он работает в небольшой зоне, где другие сенсоры уже ничего не видят. Такой датчик не даёт роботу наехать на объекты буквально под его колёсами, например на мяч, выкатившийся на дорогу.

Почему со светофорами не всё так просто?

Все датчики в нашем роботе отлично видят, но они ничего не знают о цвете и дорожных знаках. Например, знак пешеходного перехода для лидара — это просто несколько точек на квадрате или треугольнике. Тут в дело вступают камеры. Именно они помогают беспилотному курьеру распознать сигнал на светофоре, а нашему оператору — оценить обстановку в непростой ситуации.

В среднем наш робот-доставщик за день встречает до 10 светофоров и проезжает по 30 пешеходным переходам. Чтобы каждый раз не искать для него подходящий переход в ручном режиме, мы решили воспользоваться картами. Мы отметили, где находятся пешеходные переходы, чтобы робот мог ориентироваться сам. А также указали, где на этих переходах стоят светофоры, чтобы он знал, куда ему смотреть. Так мы упростили задачу и себе, и нашему роботу-курьеру.

Видеть и понимать, какой свет сейчас горит на светофоре, роботу-доставщику помогают две камеры и специальная нейросеть. С изображений каждой камеры искусственный интеллект вырезает и анализирует тот фрагмент, на котором должен находиться светофор. По нескольким таким кадрам нейросеть определяет, какой сигнал сейчас у светофора. Если она получает зелёный свет — робот может ехать.

Может ли робот ошибиться?

Как мы уже писали, беспилотному курьеру намного сложнее переезжать дорогу, чем людям. Могут произойти самые разные ситуации. Например, робот увидел зелёный сигнал и решил ехать. В этот момент перед ним встал человек и заслонил собой светофор. Сигнал уже переключился на красный, но робот об этом не знает. Что же тогда делать?

Чтобы снизить риск ошибки, мы решили подстраховаться. Во-первых, у робота-доставщика есть две камеры. Если одну заслонили, данные можно получить со второй. Во-вторых, у нас есть команда операторов, которой беспилотный курьер может отправить запрос, если не уверен в сигнале светофора или просто его не видит. В-третьих, робокурьер просто не торопится. Он распознаёт зелёный, но едет не сразу, а ждёт пару секунд, чтобы убедиться: сейчас точно горит зелёный, ему не показалось. Со стороны можно решить, что роботы реагируют на светофор очень медленно, но, как известно, тише едешь — дальше будешь.

Какие планы на будущее?

Помните, мы рассказывали, как упростили навигацию по переходам с помощью карты? Но правда в том, что мир меняется очень быстро. Сегодня тут ремонт, завтра пешеходный переход перенесли, послезавтра светофор переставили. Поэтому сейчас мы хотим отказаться от этих подсказок и научить роботов самим находить светофоры и пешеходные переходы.
Поделиться:
Fri Dec 29 2023 18:57:52 GMT+0300 (Moscow Standard Time)